В пыли, духоте и полумраке, на окраине Одессы, подальше от любопытного обывателя, стоит ДК колхоза имени Карла Либкнехта. Весь год этот монумент советской власти, построенный для «окультуривания масс», стоит пустой. Колонны и неоклассические портики, пропитанные колхозной эстетикой, покрыты потускневшей позолотой, чтобы былые обитатели окраин сопоставляли себя с аристократией дореволюционного периода. Очередной обман системы, который применялся к плебеям во все времена.
Этот текст про музыкантов, презревших обман и гнилую податливую сущность окружающей реальности бескомпромиссным манифестом rage against the machine и никак иначе. Это покинутое временем и людьми место, где каждое лето проходит один из главных хардкор-фестивалей СНГ – МАЯК FEST.
Фестиваль, в котором приняли участие более 120 музыкантов — 22 группы, гости с разных частей нашей страны, Беларуси, России, Британии — разбитый на два дня с часу до одиннадцати вечера. С плотно сложенным лайн-апом, заполняющим каждую молекулу воздуха звуками хардкора, сырыми, как картон под дождем, в одном из районов города.
Происхождение термина hardcore установить трудно. Первоначально термин обозначал не столько стиль музыки, сколько тусовку, единый коллектив, unity. Идея единства, как рефлексия на музыку, видна, когда наблюдаешь за массой из человеческих тел, оккупировавших сцену во время выступления групп. Невозможно представить себе МАЯК FEST без моша и стейдж-дайвинга — это кровь и плоть, живое воплощение музыки через физиологию при полной самоотдаче.
В первый день фестиваля на сцене засветились две скримо-команды — одесситы Yotsuya Kaidan и оh, deer из Житомира. Музыканты проламывали барьеры, выводя эмоциональное состояние на передний план. В этот день заканчивали свое существования Sike — их финальное высказывание, полетевшее в темноту зала, их последнее шоу, как раз перед хедлайнером The Flex. Это был свободный неистовый панк-хардкор из Соединенного Королевства, наполненный духом студенческих гетто, где и сформировалась группа. Свет софитов пронизывал клубы дыма на сцене, тяжелый голос вокалиста, наносящий удар за ударом, звучал, как огромный молот. Уничтожая до основания все точки опоры, The Flex оставили приятное опустошение, стерев все, что вызывало беспокойство на дальних рубежах подсознания. Это было логическим завершением первого дня, пропитанным запахом пота и разряжающегося от электричества воздуха.
|
Второй день фестиваля выделился выступлениями одесской хардкор-тусовки в составе трех коллективов Homesick, Clearsight и Tomorrow — последние не выступали вместе уже полтора года и прозвучали очень свежо, обновив притупившиеся чувства и порадовав преданных фанов своим выступлением. В самой середине дня сет Rude Riot, киевских стрит-панков, исказил пространство, создав пирамиду из тел на сцене. Их идеологическая позиция с крепко сжатыми кулаками, с протестом против системы, объединила зал в едином порыве. Нельзя также не упомянуть харьковский коллектив Kat с их колючим ламповым звуком и гармоническими переходами, погружающими на уровень восприятия, где хочется просто впитывать звук, избавляясь от условностей. Ближе к концу дня на сцене появились «Тулим» — реп-хардкор-коллектив, прокачавший зал своими хитами «Класична форма» и «Фортеця», которые остались бы неуслышанными без выхода «на бис».
МАЯК FEST — это аутентичное событие, преображающее старое ДК, его сцену и прилегающие территории: комнаты с мерчем, палатками с веганской кухней и задним двором. Симбиоз музыканта и слушателя разрушает четвертую стену, заполняя зал духом протеста. На фестивале ты растворяешься, становишься одним целым с музыкой, чувствуя противоречия и понимая ценность принципов, и, сжав кулаки, идешь дальше. Не переставая задавать правильные вопросы, получаешь понимание того, что только превозмогая слабость открывается путь. Это черта, которую надо переступить.
Фото Олександра Пролетарського